Памяти Жана-Луи Комолли // Hommage à Jean-Louis Comolli

Мероприятие в рамках фестиваля «Французское лето в Пионере»: памяти режиссера и критика Жана-Луи Комолли // Événement dans le cadre du festival « Été français à Pioner »: hommage au cinéaste et critique Jean-Louis Comolli.

Кино 18+

При изучении европейского кино неизбежно возникает вопрос о наследии Жана-Луи Комолли. Его работы подобны талисману, который вы держите в своей сумке, чтобы защититься от хаоса мира. 

Будучи сначала человеком изображения, он также стал человеком слова, смешивая изображения и слова в процессе своей работы. 

После работы в журнале «Les Cahiers du cinéma» с 1962 по 1978 год, который он возглавлял с 1966 по 1971 год, он решил снимать фильмы: сначала художественные («La Cécilia», «L’Ombre rouge»), а затем документальные, для которых писательство, по его мнению, является смыслом существования кино: целый раздел его документального творчества состоит из съемок политики (знаменитый сериал, посвященный Марселю с 1989 по 2009 год, «Jeux de rôle à Carpentras» о Национальном фронте в 1998 году). Некоторые из своих самых красивых фильмов он посвятил людям и их отношениям с работой: «Naissance d’un hôpital» (1991), «La Vraie vie (dans les bureaux)» (1993). Но практика кино также привела его к теоретизированию этой формы искусства в проницательных эссе, которые показывают его как ярого защитника синефилии: «Voir et pouvoir» (2004), «Cinéma contre spectacle» (2009), «Corps et cadre» (2012) и в этом году «Cinéma, mode d’emploi» (в сотрудничестве с Венсаном Сорелем. Открытый многим течениям современной мысли (Барт, Фуко, Лакан), он также был просвещенным поклонником джаза. Жан-Луи Комолли ушел из жизни 19 мая 2022 года, но его мысль пережила его и по-прежнему вдохновляет нас. «Ложное радует, истинное пугает. Но кино играет в ложь, чтобы получить истину».

Часть 1: Презентация кинематографической и критической работы Жана-Луи Комолли от Каролин Зео — 30 мин.

Каролин Зео – специалист в области истории и эстетики документального кино. Она является специалистом по творчеству Жана-Луи Комолли. Она является экспертом по творчеству Жана-Луи Комолли и читает лекции во Французской национальной школе «La Fémis» и в «Ateliers Varan». Она также является основателем и директором магистерской программы «Документальное кино: отпечатки реального» в Университете Пикардии Жюля Верна и отвечает за магистерскую программу «Документальное письмо современного мира» в Париж Сите.

Часть 2: Показ фильма Жана-Луи Комолли «Документальная кинематография, фрагменты истории» — 55 мин.

(Очень) субъективное путешествие по истории документального кино, которая также является нашей историей, от Луи Люмьера (1895) до Яна Ле Массона (1973). С цитатами Роберта Флаэрти, Дзиги Вертова, Жана Руша, Марио Располи, Роберта Дрю, Йохана ван дер Кекена, Мориса Пиала, Ги Дебора, Йориса Ивенса, Луиса Бунюэля, Шохея Имамуры, Пьера Перро, …

История, вся история документального кино за 55 минут? Нет. До 1975 года, хронологической вехи, когда, согласно комментариям, телевидение и видео полностью изменили ситуацию. Понятная стратегия автора подтверждается названием: фрагменты. Речь пойдет о вехах и сравнениях, основанных на «цитатах» — так здесь называют часто краткие отрывки — в соответствии с подходом, который не всегда является хронологическим.

Экспериментальный фильм, который мы предлагаем вам, чтобы понять, как создается образ реальности.

………………………………………………………………………………….

Événement dans le cadre du festival « Été français à Pioner »: hommage au cinéaste et critique Jean-Louis Comolli.

Quand on étudie le cinéma en Europe, l’héritage de Jean-Louis Comolli, est incontournable. Son œuvre est comme un talisman que l’on garde dans son sac pour se protéger du chaos du monde. 

Homme d’images d’abord, il est devenu aussi un homme de mots, mêlant au fil de son travail images et mots. 

Après être passé par « Les Cahiers du cinéma » entre 1962 et 1978, qu’il dirige entre 1966 et 1971, il choisit de réaliser des films: de fiction d’abord (La Cécilia, L’Ombre rouge) puis du documentaire dont l’écriture est selon lui la raison d’être du cinéma: raconter le monde et ceux qui l’habitent, « dans leur fiction et non la mienne » (« Voir et pouvoir »)…Tout un pan de son œuvre documentaire a consisté à filmer la politique (la fameuse  série consacrée à Marseille entre 1989 et 2009, « Jeux de rôle à Carpentras » sur le Front national en 1998). C’est aux gens dans leur rapport au travail, qu’il a consacré quelques-uns de ses plus beaux films: « Naissance d’un hôpital » (1991), « La Vraie vie (dans les bureaux) » (1993). Mais sa pratique du cinéma l’a aussi amené à théoriser cet art dans de pénétrants essais, qui le révèlent comme un ardent défenseur de la cinéphilie: « Voir et pouvoir » (2004), « Cinéma contre spectacle » (2009), « Corps et cadre » (2012) et cette année, « Cinéma, mode d’emploi » (en collaboration avec Vincent Sorel. Ouvert à de nombreux courants de la pensée contemporaine (Barthes, Foucault, Lacan), il était aussi un amateur éclairé de jazz. Jean-Louis Comolli s’est éteint le 19 mai 2022, mais sa pensée lui survit, et nous inspire encore. « Le faux plaît, le vrai fait peur. Or le cinéma joue le faux pour avoir le vrai. »

1ère partie: Présentation de l’œuvre cinématographique et critique de Jean-Louis Comolli par Caroline Zéau – 30 min

Caroline Zéau est Docteure en cinéma et spécialiste de l’histoire et de l’esthétique du cinéma documentaire. Spécialiste de l’œuvre de Jean-Louis Comolli. Elle intervient dans le cadre de l’Atelier documentaire de la Fémis et aux Ateliers Varan. Elle a par ailleurs fondé et dirigé le Master Cinéma documentaire: empreintes du réel à l’Université de Picardie Jules Verne, elle est responsable du Master Pro de Paris Cité, Le Documentaire écriture du monde contemporain.

2e partie: Projection du film de Jean-Louis Comolli, Cinéma Documentaire, fragments d’une histoire – 55 min

Une traversée (très) subjective de l’histoire du cinéma documentaire, qui est aussi notre histoire, depuis Louis Lumière (1895) jusqu’à Yann Le Masson (1973). Avec des citations de Robert Flaherty, Dziga Vertov, Jean Rouch, Mario Ruspoli, Robert Drew, Johan Van der Keuken, Maurice Pialat, Guy Debord, Joris Ivens, Luis Buñuel, Shohei Imamura, Pierre Perrault…

Une histoire, toute l’histoire du cinéma documentaire, en 55 minutes? Non. Jusqu’en 1975, jalon chronologique où, selon le commentaire, la télévision et la vidéo changent totalement la donne. Restent tout de même 80 ans… La stratégie bien compréhensible de l’auteur est portée par le titre: des fragments. Il sera question de jalons et de rapprochements à partir de « citations » – c’est ainsi que l’on nomme ici, formulation heureuse, les extraits souvent brefs – suivant une approche pas toujours chronologique.

Un film essai que nous vous proposons pour comprendre comment se fabrique l’image du réel.

Поделиться:

903 дня назад
7 июля 2022 19:00–20:30

Москва
Воронцово поле, 16, строение 1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов